25 дек. 2008 г.

Логопедическое занятие

Конспект логопедического занятия по развитию речи учащихся.

Тема занятия: Разучивание стихотворения «Зимой».
Цели занятия: 
• разучить стихотворение с опорой на наглядные картинки;
• развивать дыхание и голос;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• уточнять и расширять словарь детей;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Оборудование: предметные картинки ( елка, снег, шишки, зайцы, чечетки), зеркала

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде, 
  На занятиях, в игре, 
  Верно, четко говорим, 
  Никогда мы не спешим!

2. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

• Общее расслабление

Как на горке – снег, снег, Руки поднимают вверх.
И под горкой – снег, снег, Приседают, опускают руки.
И на елке – снег, снег, Встают и поднимают руки.
И под елкой – снег, снег, Приседают, опускают руки.
А под снегом спит медведь
Тише, тише… Не шуметь! Садятся на свои места и изображают спящего медведя.

• Развитие мелкой моторики. «Снежок»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики к большому.
Мы с тобой снежок слепили. Лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий. Показывают круг, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
 
• Массаж лица.

Лоб- гладим легкими движениями от середины лба к вискам.
Глаза- нарисуем очки.
Подбородок- движения вверх по щекам к вискам.
Шея- поглаживание.
• Артикуляционная гимнастика

  Открываем ротик-дом.
  Кто хозяин в доме том?
  В нем хозяин-ЯЗЫЧОК.
  Он удобно в доме лег.
--Широко открывать рот.
  В этом доме две стены.
  Это ЩЕКИ нам видны.
  Могут стены в дом втянуться,
  А потом, как шар, раздуться.
--Надувать и втягивать щеки.
  Пол есть тоже в доме нашем.
  Челюсть нижнюю покажем.
  Эта ЧЕЛЮСТЬ НИЖНЯЯ
  В домике подвижная.
-- Вращать нижней челюстью.
  Потолок вверху, внутри.
  Это НЕБО. Посмотри.
  Можно к небу прикасаться, 
  Постучать и там остаться.
-- Широко открыть рот. Погладить языком по небу. «Постучать» языком по небу.
  Вход в дом двери запирают.
  Двери разные бывают.
  Двери-ЗУБЫ. Осторожно.
  Закрываются надежно.
--Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
  Двери-ГУБЫ гибкие.
  Могут стать улыбкою.
  Могут в трубочку собраться,
  После снова улыбаться.
--Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».
  Язычок наш не скучает.
  В доме сказки сочиняет.

• Работа по развитию дыхания и голоса.

  А сейчас без промедления 
  Повторим мы упражнения.
  Их, друзья, не забывайте
  И почаще повторяйте.
-- Погладь свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох. 
  Вдох – погладь свой нос 
  От крыльев к переносице.
  Выдох – и обратно
  Пальцы просятся.
--Сделать вдох одной ноздрей, правая закрыта, выдох правой ноздрей, левая закрыта (5 раз)

  Мы вдохнем одной ноздрей,
  Ну а выдохнем другой.
-- Сделать по 3-5 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, закрывая по очереди отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

  Пальчиком ноздрю закрой,
  Подыши ноздрей другой.
  Пальчик быстро поменяй, 
  Упражненье повторяй.
-- Сделай вдох. На выдохе протяжно тяни звук М, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

  Глубоко вдохни,
  На выдохе мычи, 
  По крыльям носа
  Пальцами стучи.

-- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе
  аоу_______
  аоу__________
  аоу______________

3. Разучивание стихотворения «Зима»
Сегодня на занятии мы разучим стихотворение о зиме. Послушайте его.
  Выросла елка в лесу на горе.
  У нее иголки зимой в серебре.
  У нее на шишках снежинки звенят,
  У нее пальтишко лежит на плечах.
  Жил под елкой зайка с зайчихой своей, 
  Прилетала стайка чечеток с полей.
В этом стихотворении вам встретилось слово чечетки. Чечетка – это очень маленькая птичка, летает обычно кучными стайками с непрерывным щебетом «чив-чив-чив». Окрас птички буровато-серый, красные шапочка и надхвостье (показ картинки).
А сейчас я прочитаю стихотворение еще раз. Все слова я буду иллюстрировать картинками (чтение стихотворения с иллюстрацией на каждую строчку).
Ответьте на вопросы (показ предметов):
  - Где выросла елка?
  - Что у елки зимой в серебре? 
  - Что звенит у нее на шишках?
  - Что лежит у нее на плечах?
  - Кто жил под елкой?
  - Откуда прилетала стайка чечеток?
  Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы помогите его проиллюстрировать (дети выставляют картинки на парте).
 А теперь мы хором попробуем прочитать стихотворение, показывая движения (движения по тексту).
Ну а теперь вы сами попробуете рассказать стихотворение (спрашивают несколько учеников).
4. Итог занятия.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Что мы делали на занятии?

Комментариев нет: